Управленческий консалтинг, а именно процессный консалтинг — это скорая помощь, ремонт и модернизация системы управления и бизнес-процессов в компании. Результатом работы консультанта станет решение нескольких управленческих задач:
Управленческий консалтинг подразделяется на экспертный, процессный и обучающий консалтинг. К последнему же можно отнести и коучинг, то есть обучение методом тренировок.
Процессный консалтинг (консультирование) – это вид консалтинга, при котором консультант проводит всесторонний анализ существующей системы управления и бизнес-процессов в организации, выявляет основные проблемы, препятствующие эффективному и прибыльному функционированию, вырабатывает мероприятия для их решения и план поэтапного внедрения в компании.
Процессное консультирование (консультирование по процессу) был разработан в США в 1940 – 1950 гг. Его родоначальниками принято считать Курта Левина и Карла Роджерса. Еще его называют проектным консультрованием.
Процессный или проектный консалтинг – это совместная работа консультанта и руководства, по выработке и внедрению решений по оптимизации всех направлений деятельности компании. Процессный консультант помогает изменить способы, с помощью которых сотрудники выполняют работу. Этот метод способствует созданию управленческой команды. Консультирование по процессу является методом изменения и развития организаций.
Процессное консультирование включает в себя частично и экспертное и обучающее консультирование.
Достичь успешных результатов в процессе изменения организации при методе «консультирование по процессу изменений» возможно только при активном участии со стороны клиента (заказчика). Консультирование по процессу является методом изменения и развития организаций.
В качестве центральной задачи ставится не только решение актуальных проблем организации, но и приобретение навыков анализа, оценки и решения проблем самой организацией впредь. Консультант должен выполнить две задачи: с одной стороны – помогать в решении существующих проблем, с другой – дать организации инструменты самостоятельного решения проблем в будущем.
Схема процессного консалтинга (консультирования):
Используемые методы при процессном консультировании.
Организационная диагностика – это совокупность методов, посредством которых консультант собирает информацию о состоянии организации клиента. Основными методами диагностики являются индивидуальные и групповые интервью, наблюдение за деятельностью организации изнутри, знакомство с документами.
Результатом диагностики обычно служит краткий отчет, содержащий структурированное изложение полученной информации с перечнем выявленных проблем.
Организационные интервенции – это мероприятия, связанные с воздействием на организацию, которые призваны внести в ее деятельность позитивные изменения и закрепить их.
Лица, которые по своему положению могут и должны принимать участие в стратегическом планировании деятельности и развития организации, знакомятся с результатами диагностики, а затем приглашаются на специальную встречу – сессию стратегического планирования.
Для эффективного ведения обсуждения консультант может использовать целый ряд приемов: от лекций до «мозгового штурма» и работы в малых группах. Именно этот этап является решающим в процессном консультировании. С помощью консультанта творческий потенциал группы, представляющей клиентскую организацию, резко активизируется, и она за короткий срок может выработать эффективные решения, определяющие вектор развития организации.
Сессия должна быть непринужденной, но в то же время способствовать интенсивному творчеству. Задача консультанта – вовлечь в обсуждение всех участников. Основная роль, которую играет консультант на сессии стратегического планирования, – это роль фасилитатора (от англ. facilitate – помогать, облегчать).
Фасилитатор – нейтральное лицо, которое должно воздерживаться от оценочных суждений и в то же время помогать участникам четко формулировать идеи и предложения.
Сессия стратегического планирования – это место, где рождаются идеи и формулируются основные проблемы. Здесь нецелесообразно тратить время на доводку идей или шлифовку формулировок. Это задача консультанта: он готовит итоговый отчет, систематизируя, обобщая полученный материал, представляя его в удобном для анализа и осмысления виде. Когда отчет готов, он снова рассматривается группой, принимавшей участие в сессии стратегического планирования, и либо одобряется, либо отправляется на доработку. Одобрение отчета является формальным завершением процессного консультационного проекта. Консультант может привлекаться к исполнению принятых решений, а может и не привлекаться.
Для успешного применения методов процессного консультирования необходимо выполнение нескольких условий.
Во-первых, между клиентом и консультантом должны быть установлены эффективные доверительные отношения.
Во-вторых, руководитель организации-клиента должен быть по-настоящему «предан идее» проекта и уметь передать эту преданность своим коллегам.
В-третьих, персонал клиентской организации должен посвятить проекту достаточно времени, отказавшись от распространенного принципа «вы специалист – вам виднее».
В рамках процессного консультирования возможна комбинация трех названных форм консалтинга (экспертного, процессного и обучающего).